В июне по всему миру традиционно проводятся ЛГБТ парады; на улицах
городов можно увидеть различные флаги, знаки и символы ЛГБТ движения.
Эти символы разнообразны по происхождению и значению, но их объединяет
главная цель - сделать видимыми сообщества, которые были вытеснены на
обочину общества и вычеркнуты из истории. Более того - в условиях
дискриминации и подавления эти символы отстаивают право людей на
самоуважение и гордость. Розовый и черный треугольники появились в
тяжелые и страшные времена Холокоста, но позднее стали знаком
солидарности и воли к борьбе. Лабрис - древний символ, до сих пор
сохранивший значимость в жизни людей. Радужный флаг был создан как знак,
утверждающий ЛГБТ движение. Но, кроме них, есть и другие символы,
представляющие бисексуалов, трансгендеров, людей кожаной культуры и
"медведей", входящих, вместе с другими группами, в состав многообразного
ЛГБТ сообщества. Треугольники Розовый треугольник Розовый треугольник (нем. Rosawinkel) взят из истории нацистских концентрационных лагерей. В
немецком уголовном кодексе существовала статья, запрещавшая
гомосексуальные отношения между мужчинами, - печально известный "175-й
параграф". В 1935 г., после прихода к власти Гитлера, уголовно
наказуемыми стали однополые поцелуи, объятия и даже фантазии. В 1937-39
гг. около 25 тыс. человек были осуждены по 175-й статье и направлены в
тюрьмы, а позднее в концлагеря. По приговору суда многие из них были
стерилизованы. В 1942 г. Гитлер ужесточил наказание за гомосексуальность
- она стала караться смертью. Всего по 175-му параграфу при
нацистском режиме были осуждены от 50 до 100 тыс. человек. По разным
оценкам, от 5 до 15 тысяч из них были отправлены в концлагеря, где
большинство погибли. Узники концлагерей должны были носить на
тюремной робе специальные знаки -перевернутые вершиной вниз цветные
треугольники, -обозначавшие причину их заключения в лагерь. "Обычные"
преступники носили зеленый треугольник, политические заключенные
-красный, евреи - два перекрещивающихся желтых треугольника (образующих
"звезду Давида", наиболее известный иудейский символ).
Заключенные-гомосексуалы были отмечены розовым треугольником.
Евреи-гомосексуалы - самый низший вид заключенных - носили желтый и
розовый треугольники. Эта система отличий порождала социальную иерархию
среди заключенных: узникам с розовыми треугольниками поручалась самая
грязная и тяжелая работа, и они постоянно подвергались побоям и
унижениям со стороны охранников и других заключенных. Окончание войны
не принесло геям избавления. Когда союзники разгромили нацистскую
Германию, политические заключенные и оставшиеся заключенные-евреи были
выпущены на свободу. Гомосексуалы, однако, не были освобождены,
поскольку 175-й параграф продолжал действовать; он был отменен в
Западной Германии только в 1969 г. Это означало, что после окончания
войны геи оставались заключенными еще 24 года. В начале 1970-х гг.
организации по защите прав геев в Германии и США стали использовать
розовый треугольник в качестве своего символа. Он выполнял двойное
назначение: служил знаком памяти о прошлых жертвах и выражением протеста
против продолжавшегося подавления гомосексуалов. Розовый треугольник
приобрел дополнительное политическое значение, когда в 1974 г. в
Нью-Йорке он стал символом группы активистов, выступавших в поддержку
законопроекта о правах геев. Ортодоксальные евреи выступали против этого
закона. Тогда гей активисты устроили акцию протеста: пикетирующие
надели на руку повязки с розовым треугольником, чтобы показать, что
евреи и гомосексуалы вместе были жертвами в нацистских концлагерях. В
середине 1980-х гг. радикальная общественная организация, выступающая в
защиту прав больных СПИДом, "ACT-UP" ("AIDS Coalition to Unleash
Power") сделала розовый треугольник символом "активного отпора, а не
пассивной покорности судьбе". Часто под изображением треугольника
помещался девиз: "Silence = Death" ("Молчание = смерть"). В виде
огромного розового треугольника выполнен открытый в 1987 г. в Амстердаме
Гомомонумент -первый памятник гомосексуальным мужчинам и женщинам,
которые стали жертвами нацизма во вторую мировую войну. Созданный по
проекту Карин Даан, монумент составлен из трех больших треугольников,
сделанных из плит розового гранита. Но одном из треугольников высечена
надпись - строка из стихотворения поэта-гея Якоба Израэля Де Хаана:
"Naar vriendschap zulk een mateloos verlangen" ("Такая безмерная тоска
по дружбе..."
Хотя 175-й параграф применялся только по отношению к мужчинам-геям,
тем не менее в концлагерях Германии были и гомосексуальные женщины.
Лесбиянки в лагерях носили черный треугольник, обозначавший
"антиобщественную" категорию заключенных, поскольку они не
соответствовали арийскому идеалу женственности, заключавшемуся в том,
что жена должна быть предана трем К - "Kinder, K?che, und Kirche"
(детям, кухне и церкви). В антиобщественную категорию входили также и
другие группы людей (проститутки, "тунеядцы", цыгане и др.), но,
несмотря на это, в 1980-х гг. лесбиянки Германии и США сделали черный
треугольник своим символом. Многие из тех, кто выступал в поддержку
такого шага, чувствовали потребность в особом женском символе.
Использование только розового треугольника, считали они, скрывает от
взгляда истории лесбийские жертвы Холокоста и вытесняет женщин на край
гей движения. Черный треугольник не так широко распространен, как
розовый треугольник, но он так же служит напоминанием о жертвах нацизма и
означает преданность борьбе за достоинство и права человека.

Ламбда. Как символ гей гордости ламбда появилась в 1970 г. и с тех пор получила широкое признание. Радикальная
Нью-Йоркская организация "Союз гей активистов" ("Gay Activists
Alliance") выбрала своим символом строчную букву ламбду по предложению
художника-графика Тома Доэрра. "Союз гей активистов" объяснил свой выбор
тем, что, поскольку в физике и химии ламбда означает "полный обмен
энергией", она удачно символизирует возможность перемен. Гей активисты
объявили ее знаком "верности мужчин и женщин цели добиться и защитить
свои человеческие права в качестве гомосексуальных граждан". Усилиями
"Союза гей активистов", проводившего различные общественные мероприятия
для гей сообщества, эмблема быстро завоевала популярность как
отличительный знак геев. Причина такой популярности заключалась в том,
что ламбду легко можно было принять за символ студенческого братства
(название которого обычно состоит из трех букв древнегреческого
алфавита), поэтому большинство людей не обращали на нее внимания.
Штаб-квартира "Гей активистов" вскоре из-за поджога сгорела, и сама
организация сошла на нет, но символ остался. Со временем ламбду
наделили также другими значениями. В физике она обозначает длину волны и
потому может означать особую мировоззренческую перспективу, или длину
волны, на которую нужно настроиться. По одной популярной (но
недостоверной) версии, ламбда украшала щиты спартанских и фиванских
воинов. В Фивах в древности был создан специальный отряд из
воинов-любовников, которые отличались в сражениях особой преданностью
друг другу и яростным боевым духом. Этот отряд был уничтожен македонским
царем Филиппом II, но позднее прославлен его сыном, Александром
Великим. Представление о ламбде на щитах древнегреческих воинов
появилось, очевидно, потому, что в голливудском фильме "Триста
спартанцев", снятом в 1962 г., спартанские воины действительно имели на
щитах этот знак. Кроме того, для некоторых людей ламбда ассоциируется с
первой буквой слова "liberation" (освобождение). Ламбда стала
официальным символом движения за права геев на первом Международном
конгрессе в защиту прав геев в Эдинбурге в 1974 г. С тех пор ее можно
увидеть на одежде, ювелирных украшениях и других товарах. На одном
варианте радужного флага в его верхнем левом углу стоит белая ламбда. Эта
греческая буква используется в названиях некоторых известных
организаций, включая правозащитную "Lambda Legal Defense and Education
Fund" ("Фонд правовой защиты и образования Ламбда") и "Lambda Literary
Foundation" ("Литературный фонд Ламбда").

Треугольники бисексуалов Символ, который состоит из частично
перекрывающих друг друга розового и синего треугольников, представляет
бисексуальность. Точное происхождение этого символа неизвестно.
Считается, что розовый треугольник в этой паре, в соответствии со своим
обычным значением, представляет гомосексуальность, тогда как синий -
гетеросексуальность. Оба они образуют лиловый цвет, смесь двух
сексуальных ориентаций. Также можно считать, что розовый цвет
представляет влечение к женщинам, синий (голубой) - влечение к мужчинам и
лиловый -влечением к обоим полам. Лабрис. Происхождение мифа о лабрисе (двойном топоре) теряется в
глубине веков. Противоречивость использования древнего топора как
инструмента - в качестве главного орудия труда, созидательной
деятельности, и в то же время как орудия убийства и разрушения -
вероятно, способствовала его сакрализации, превращению в магический,
священный символ. Симметричный, двойной топор мог мыслиться как
посредник между жизнью и смертью, землей и небом. В древней
цивилизации минойского Крита (начало которой приходится на середину III
тыс. до н. э.) двойной топор считался атрибутом верховной богини
плодородия. Он часто изображался вместе с "рогами посвящения" - бычьими
рогами. Посредством двойного топора минойские жрицы проводили наиболее
сакральное из всех жертвоприношений - заклание священного быка,
понимавшегося как супруг великой богини. В XV в. до н. э. Крит был
завоеван греками (микенцами), имевшими патриархальный пантеон богов. Со
временем верховным божеством этого пантеона стал Зевс, и лабрис перешел к
нему как символ древней священной власти. В качестве атрибута Зевса
двойной топор был известен по всей Малой Азии и берегам Эгейского моря
на протяжении многих столетий. Особенно культ двойного топора связан с
т. н. Зевсом Лабрандским, который изображался в андрогинном виде, с
несколькими рядами женских грудей, с лабрисом в одной руке и скипетром в
другой. В античное время греческие, а затем римские авторы вооружали
двойным топором (бывшим в ходу у скифов) мифическое племя амазонок,
поскольку с Геродота установилась традиция связывать этих воительниц со
скифскими кочевыми племенами, допускавшими к участию в военном деле
женщин. Как боевое оружие амазонок лабрис был воспринят современным
лесбийским феминизмом, сделавшим его символом лесбийской силы и
самодостаточности.

|