Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Символика ЛГБТ. Символы

В июне по всему миру традиционно проводятся ЛГБТ парады; на улицах городов можно увидеть различные флаги, знаки и символы ЛГБТ движения. Эти символы разнообразны по происхождению и значению, но их объединяет главная цель - сделать видимыми сообщества, которые были вытеснены на обочину общества и вычеркнуты из истории. Более того - в условиях дискриминации и подавления эти символы отстаивают право людей на самоуважение и гордость.
Розовый и черный треугольники появились в тяжелые и страшные времена Холокоста, но позднее стали знаком солидарности и воли к борьбе. Лабрис - древний символ, до сих пор сохранивший значимость в жизни людей. Радужный флаг был создан как знак, утверждающий ЛГБТ движение. Но, кроме них, есть и другие символы, представляющие бисексуалов, трансгендеров, людей кожаной культуры и "медведей", входящих, вместе с другими группами, в состав многообразного ЛГБТ сообщества.
Треугольники
Розовый треугольник
Розовый треугольник (нем. Rosawinkel) взят из истории нацистских концентрационных лагерей.
В немецком уголовном кодексе существовала статья, запрещавшая гомосексуальные отношения между мужчинами, - печально известный "175-й параграф". В 1935 г., после прихода к власти Гитлера, уголовно наказуемыми стали однополые поцелуи, объятия и даже фантазии. В 1937-39 гг. около 25 тыс. человек были осуждены по 175-й статье и направлены в тюрьмы, а позднее в концлагеря. По приговору суда многие из них были стерилизованы. В 1942 г. Гитлер ужесточил наказание за гомосексуальность - она стала караться смертью.
Всего по 175-му параграфу при нацистском режиме были осуждены от 50 до 100 тыс. человек. По разным оценкам, от 5 до 15 тысяч из них были отправлены в концлагеря, где большинство погибли.
Узники концлагерей должны были носить на тюремной робе специальные знаки -перевернутые вершиной вниз цветные треугольники, -обозначавшие причину их заключения в лагерь. "Обычные" преступники носили зеленый треугольник, политические заключенные -красный, евреи - два перекрещивающихся желтых треугольника (образующих "звезду Давида", наиболее известный иудейский символ). Заключенные-гомосексуалы были отмечены розовым треугольником. Евреи-гомосексуалы - самый низший вид заключенных - носили желтый и розовый треугольники. Эта система отличий порождала социальную иерархию среди заключенных: узникам с розовыми треугольниками поручалась самая грязная и тяжелая работа, и они постоянно подвергались побоям и унижениям со стороны охранников и других заключенных.
Окончание войны не принесло геям избавления. Когда союзники разгромили нацистскую Германию, политические заключенные и оставшиеся заключенные-евреи были выпущены на свободу. Гомосексуалы, однако, не были освобождены, поскольку 175-й параграф продолжал действовать; он был отменен в Западной Германии только в 1969 г. Это означало, что после окончания войны геи оставались заключенными еще 24 года.
В начале 1970-х гг. организации по защите прав геев в Германии и США стали использовать розовый треугольник в качестве своего символа. Он выполнял двойное назначение: служил знаком памяти о прошлых жертвах и выражением протеста против продолжавшегося подавления гомосексуалов.
Розовый треугольник приобрел дополнительное политическое значение, когда в 1974 г. в Нью-Йорке он стал символом группы активистов, выступавших в поддержку законопроекта о правах геев. Ортодоксальные евреи выступали против этого закона. Тогда гей активисты устроили акцию протеста: пикетирующие надели на руку повязки с розовым треугольником, чтобы показать, что евреи и гомосексуалы вместе были жертвами в нацистских концлагерях.
В середине 1980-х гг. радикальная общественная организация, выступающая в защиту прав больных СПИДом, "ACT-UP" ("AIDS Coalition to Unleash Power") сделала розовый треугольник символом "активного отпора, а не пассивной покорности судьбе". Часто под изображением треугольника помещался девиз: "Silence = Death" ("Молчание = смерть").
В виде огромного розового треугольника выполнен открытый в 1987 г. в Амстердаме Гомомонумент -первый памятник гомосексуальным мужчинам и женщинам, которые стали жертвами нацизма во вторую мировую войну. Созданный по проекту Карин Даан, монумент составлен из трех больших треугольников, сделанных из плит розового гранита. Но одном из треугольников высечена надпись - строка из стихотворения поэта-гея Якоба Израэля Де Хаана: "Naar vriendschap zulk een mateloos verlangen" ("Такая безмерная тоска по дружбе..."   

Хотя 175-й параграф применялся только по отношению к мужчинам-геям, тем не менее в концлагерях Германии были и гомосексуальные женщины. Лесбиянки в лагерях носили черный треугольник, обозначавший "антиобщественную" категорию заключенных, поскольку они не соответствовали арийскому идеалу женственности, заключавшемуся в том, что жена должна быть предана трем К - "Kinder, K?che, und Kirche" (детям, кухне и церкви).
В антиобщественную категорию входили также и другие группы людей (проститутки, "тунеядцы", цыгане и др.), но, несмотря на это, в 1980-х гг. лесбиянки Германии и США сделали черный треугольник своим символом. Многие из тех, кто выступал в поддержку такого шага, чувствовали потребность в особом женском символе. Использование только розового треугольника, считали они, скрывает от взгляда истории лесбийские жертвы Холокоста и вытесняет женщин на край гей движения.
Черный треугольник не так широко распространен, как розовый треугольник, но он так же служит напоминанием о жертвах нацизма и означает преданность борьбе за достоинство и права человека.


Ламбда. Как символ гей гордости ламбда появилась в 1970 г. и с тех пор получила широкое признание.
Радикальная Нью-Йоркская организация "Союз гей активистов" ("Gay Activists Alliance") выбрала своим символом строчную букву ламбду по предложению художника-графика Тома Доэрра. "Союз гей активистов" объяснил свой выбор тем, что, поскольку в физике и химии ламбда означает "полный обмен энергией", она удачно символизирует возможность перемен. Гей активисты объявили ее знаком "верности мужчин и женщин цели добиться и защитить свои человеческие права в качестве гомосексуальных граждан".
Усилиями "Союза гей активистов", проводившего различные общественные мероприятия для гей сообщества, эмблема быстро завоевала популярность как отличительный знак геев. Причина такой популярности заключалась в том, что ламбду легко можно было принять за символ студенческого братства (название которого обычно состоит из трех букв древнегреческого алфавита), поэтому большинство людей не обращали на нее внимания. Штаб-квартира "Гей активистов" вскоре из-за поджога сгорела, и сама организация сошла на нет, но символ остался.
Со временем ламбду наделили также другими значениями. В физике она обозначает длину волны и потому может означать особую мировоззренческую перспективу, или длину волны, на которую нужно настроиться. По одной популярной (но недостоверной) версии, ламбда украшала щиты спартанских и фиванских воинов. В Фивах в древности был создан специальный отряд из воинов-любовников, которые отличались в сражениях особой преданностью друг другу и яростным боевым духом. Этот отряд был уничтожен македонским царем Филиппом II, но позднее прославлен его сыном, Александром Великим. Представление о ламбде на щитах древнегреческих воинов появилось, очевидно, потому, что в голливудском фильме "Триста спартанцев", снятом в 1962 г., спартанские воины действительно имели на щитах этот знак. Кроме того, для некоторых людей ламбда ассоциируется с первой буквой слова "liberation" (освобождение).
Ламбда стала официальным символом движения за права геев на первом Международном конгрессе в защиту прав геев в Эдинбурге в 1974 г. С тех пор ее можно увидеть на одежде, ювелирных украшениях и других товарах. На одном варианте радужного флага в его верхнем левом углу стоит белая ламбда.
Эта греческая буква используется в названиях некоторых известных организаций, включая правозащитную "Lambda Legal Defense and Education Fund" ("Фонд правовой защиты и образования Ламбда") и "Lambda Literary Foundation" ("Литературный фонд Ламбда").

Треугольники бисексуалов
Символ, который состоит из частично перекрывающих друг друга розового и синего треугольников, представляет бисексуальность. Точное происхождение этого символа неизвестно. Считается, что розовый треугольник в этой паре, в соответствии со своим обычным значением, представляет гомосексуальность, тогда как синий - гетеросексуальность. Оба они образуют лиловый цвет, смесь двух сексуальных ориентаций. Также можно считать, что розовый цвет представляет влечение к женщинам, синий (голубой) - влечение к мужчинам и лиловый -влечением к обоим полам.  

Лабрис.
Происхождение мифа о лабрисе (двойном топоре) теряется в глубине веков. Противоречивость использования древнего топора как инструмента - в качестве главного орудия труда, созидательной деятельности, и в то же время как орудия убийства и разрушения - вероятно, способствовала его сакрализации, превращению в магический, священный символ. Симметричный, двойной топор мог мыслиться как посредник между жизнью и смертью, землей и небом.
В древней цивилизации минойского Крита (начало которой приходится на середину III тыс. до н. э.) двойной топор считался атрибутом верховной богини плодородия. Он часто изображался вместе с "рогами посвящения" - бычьими рогами. Посредством двойного топора минойские жрицы проводили наиболее сакральное из всех жертвоприношений - заклание священного быка, понимавшегося как супруг великой богини.
В XV в. до н. э. Крит был завоеван греками (микенцами), имевшими патриархальный пантеон богов. Со временем верховным божеством этого пантеона стал Зевс, и лабрис перешел к нему как символ древней священной власти. В качестве атрибута Зевса двойной топор был известен по всей Малой Азии и берегам Эгейского моря на протяжении многих столетий. Особенно культ двойного топора связан с т. н. Зевсом Лабрандским, который изображался в андрогинном виде, с несколькими рядами женских грудей, с лабрисом в одной руке и скипетром в другой.
В античное время греческие, а затем римские авторы вооружали двойным топором (бывшим в ходу у скифов) мифическое племя амазонок, поскольку с Геродота установилась традиция связывать этих воительниц со скифскими кочевыми племенами, допускавшими к участию в военном деле женщин.
Как боевое оружие амазонок лабрис был воспринят современным лесбийским феминизмом, сделавшим его символом лесбийской силы и самодостаточности.


Категория: Мои статьи | Добавил: Эстель (28 Мая 2011)
Просмотров: 1952 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 intamunty  
0
спасибо за интересный блог

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]